Основной целью классификации нарушений слуха в детском возрасте является содействие правильной организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха, т. е., во-первых, рациональному построению сети дошкольных и школьных учреждений для таких детей, во-вторых, правильному отбору детей в эти учреждения и, в-третьих, правильной организации педагогического процесса.
Основным критерием для отнесения ребенка к той или иной степени слуховой недостаточности должна являться возможность восприятия речи с помощью слуха. В зависимости от степени нарушения слуховой функции различают два вида слуховой недостаточности— глухоту и тугоухость. Под глухотой разумеется либо полное отсутствие слуха, либо такая степень его понижения, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота встречается очень редко. Обычно при глухоте имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в том числе и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом около уха. Тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако восприятие речи при помощи слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д.), все же возможно.
При оценке потерь слуха у пациента определяют пороги слуха, т.е. громкость самых тихих звуков, которые он может слышать. Пороги слуха измеряют в децибелах, чем хуже человек слышит, тем большие пороги слуха (в децибелах, дб) он имеет. Пороги слуха измеряются для звуков разной высоты (частоты в герцах, Гц) и таким образом получают аудиограмму. Степень снижения (потери) слуха или степень тугоухости определяется как среднее арифметическое значение тональных порогов слуха по воздушной проводимости в диапазоне основных частот речи. В международной классификации степень потери слуха оценивается в основном речевом диапазоне 500-4000 Гц, при этом оцениваются средние пороги слуха для тонов 500,1000, 2000,4000 Гц.
В зависимости от степени снижения слуха выделяют I, II, III, IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухоту (таблица 4).
Формы и методы воспитания и обучения плохо слышащего ребенка будут различными в зависимости от того, имеется ли у такого ребенка понижение слуха, лишь затрудняющее обычное речевое общение, или глубокое нарушение слуха, исключающее возможность восприятия речи при помощи слуха. Однако учет лишь степени нарушения слуха оказывается недостаточным для правильной организации обучения.
Таблица 4. Слуховое восприятие при различной степени потери слуха.
Степень потери слуха
|
Средние пороги слуха
|
Восприятие разговорной и громкой речи
|
Восприятие шепотной речи
|
I
|
26-40 дб
|
6-3 м
|
2 м - у уха
|
II
|
41-55 дб
|
3 м - у уха
|
Нет - у уха
|
III
|
56-70 дб
|
громкая речь у уха
|
Нет
|
IV
|
71-90 дб
|
крик у уха
|
Нет
|
Глухота
|
>91 дб
|
Нет
|
Нет
|
Важное значение имеет время возникновения и быстрота развития патологического процесса, приведшего к нарушению слуха. Кроме того, стойкие поражения слуха у детей независимо от этиологического фактора и при локализации в любом отделе слухового анализатора влекут за собой большие или меньшие нарушения речевой функции. Степень и характер этих речевых нарушений разнообразны — от легких расстройств произношения до полного отсутствия речи.
Характер и степень недостаточности речевой функции у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия трех основных факторов (Р. М. Боскис):
- степени поражения слуха,
- времени возникновения поражения слуха,
- условий развития ребенка после возникновения поражения слуха
Эта зависимость в общем виде может быть сформулирована таким образом: 1) чем хуже ребенок слышит, тем хуже, при прочих равных условиях, он говорит; 2) чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее, при прочих равных условиях, расстройство речи; 3) чем раньше принимаются специальные меры по сохранению или воспитанию нормальной речи, тем лучше, при прочих равных условиях, сохраняется или развивается у ребенка речь.
Состояние речи у ребенка с дефектом слуха может зависеть также и от динамики развития патологического процесса в органе слуха. В случаях прогрессирующего падения слуха может наблюдаться кажущееся несоответствие между состоянием речи и слуха, т. е. сравнительно небольшое нарушение речевого развития при резко выраженной тугоухости; такое несоответствие объясняется тем, что в период становления речи нарушение слуха еще не достигло той степени, которая могла бы вызвать серьезное нарушение развития речи.
Следует отметить, что динамика развития речи у детей с нарушениями слуха, так же как и у нормально слышащих, несомненно, зависит и от их индивидуальных особенностей.
В соответствии с двумя основными видами слуховой недостаточности выделяют две категории детей со стойкими нарушениями слуховой функции: 1) глухие и 2) слабослышащие (тугоухие). Классификация и педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом разработаны в трудах Р. М. Боскис.
Глухие дети
Как уже указывалось, при классификации стойких нарушений слуха у детей необходимо учитывать не только степень поражения слуховой функции, но и состояние речи. В зависимости от состояния речи глухие дети делятся на две группы:
- глухие дети без речи (глухонемые):
- глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).
Слабослышащие (тугоухие) дети
Как было уже указано, тугоухостью называют такое понижение слуха, при котором восприятие речи затруднено, но все же в известных условиях возможно. В соответствии с этим к группе слабослышащих (тугоухих) относятся дети с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному и полноценному овладению речью, но при котором все же имеется возможность приобретать с помощью слуха хотя бы очень ограниченный речевой запас.
|
|