Направления работы и краткий перечень упражнений для занятий с детьми, имеющими нарушение слуха
Для успешного овладения ребёнком речью нужно проводить специальные упражнения, осуществлять индивидуальный подход, учитывать особенности слухового восприятия ребёнка. Можно использовать естественные жесты. Говорить нужно голосом разговорной громкости, не утрируя произношение (допускается протяжное произнесение ударных гласных).
1. В первую очередь ребёнка надо учить подражанию. Можно порекомендовать следующие упражнения:
- поднимать руки вверх и опускать вниз;
- поднимать руки в стороны и опускать вниз;
- хлопать в ладоши (1 и много раз);
- топать ножками (шагать на месте);
- хлопать опущенными вдоль тела руками по ногам (1 и много раз);
- топать одной ногой (1 и много раз);
- сжимать пальцы в кулачки и разжимать;
- сидя на полу стучать кулачками или ладошками по полу (1 и много раз) и другие.
- указывать на предмет
- мотать головой: «нет!»
- кивать: «да!»
- хлопать в ладоши
- махать «пока - пока»
- разводить руки в стороны: «больше нет!»
- использовать естественные жесты «иди сюда», «дай»
- играть в «Ладушки», «Ку-ку» и др.
Все эти упражнения взрослый выполняет вместе с ребёнком.
2. Развивать мелкую и крупную моторику ребёнка.
Развивать двигательную сферу ребёнка, подбирая упражнения, соответствующие возрасту (упражнения на развитие общей моторики; упражнения на развитие мелкой моторики - пальчиковая гимнастика).
3. Развивать слуховое восприятие
- Необходимо развивать умение прислушиваться к различным звукам: речь, пение, звучание игрушек, музыкальных инструментов.
-Способствовать возникновению связи между зрительными, слуховыми, осязательными ощущениями.
Ребёнок должен увидеть предмет, послушать его звучание, поиграть с ним.
- Побуждать прислушиваться к различным звукам.
Взрослый даёт понять ребёнку, что надо прислушаться, обратить внимание на звук. Для этого сам взрослый прислушивается, спрашивает ребёнка: «Ты слышишь?», одновременно дотрагиваясь пальцем до своего уха и говорит: «Я слышу»; называет ребёнку источник звука, показывает его, даёт ребёнку извлечь звук самостоятельно.
- Учить определять наличие / отсутствие звучания.
- Учить определять направление и источник звука
( музыкальные инструменты, звучащие игрушки, игрушки - пищалки, бытовые шумы, предметы, с помощью которых можно извлечь звук );
Приучать ребёнка поворачивать голову, находя звучащую игрушку или
говорящего взрослого.
- Побуждать отзываться на обращение по имени, учить ребёнка его имени.
Начинать нужно с сочетания голоса и тактильного воздействия: позвав ребёнка по имени, дотронуться до плеча, постучать по кроватке, стульчику, на котором сидит ребёнок.
- Напевать весёлую и спокойную мелодии, вызывая у ребёнка сосредоточение, улыбку, движение рук, ног, голосовые реакции.
Возьмите ребёнка на руки, пританцовывате с ним у зеркала в темпе напеваемой мелодии (быстро или медленно). Можно положить ручку ребёнка на шею взрослого в области гортани, дав таким образом почувствовать вибрацию при произнесении звуков; можно прикладывать руку ребёнка ко рту взрослого - дать почувствовать струю выдыхаемого воздуха при напевании. Можно танцевать с ребёнком «щека к щеке» - дать почувствовать вибрацию.
- Развивать слуховое восприятие на материале музыкальных игрушек.
Взрослый подаёт сигнал (например, бубна) за спиной ребёнка с расстояния более 1 - 2 метров. Если с такого расстояния ребёнок не отреагировал на звучание поворотом головы, взрослый приближается к ребёнку и вводит звучащую игрушку в его поле зрения, продолжая играть на ней. Называет игрушку, подтверждает её звучание словами «Ты слышишь?' Звучит бубен : ла-ла-ла». Даст ребенку игрушку, чтобы он сам извлек из нее звук. Пока ребёнок не научится сам извлекать звук из игрушки, взрослый действует руками ребёнка.
- Обращать внимание на наличие/отсутствие звука (есть звук - нет звука).
В упражнениях использовать баночки с крупой (в одной - крупа, другая (точно такая же - пустая), игрушки -пищалки (две одинаковые; у одной из них вынута пищалка).
- Учить ребёнка сочетать звуковой сигнал с движением выбранной игрушки
( например, звучит барабан - «ходит» мишка, звучит бубен - «танцует» кукла );
- Формировать у ребёнка умения двигаться соответственно характеру звучания
( например, под звучание гармошки - приседать, под звучание дудки - прыгать );
- Учить различать звучания музыкальных игрушек;
- Знакомить ребёнка с характеристиками звучания ( темп, громкость, длительность, высота).
Речевой материал, обращенный к ребёнку, должен быть интонационно насыщенный, любого семантического содержания (пение, потешки, самостоятельные звуки ребёнка, имя ребёнка, названия предметов и т.д.), предложен ребенку слухо-зрительно и на слух.
6. Развивать речь ребёнка
Для развития речи ребёнка необходимо осуществлять постоянное речевое общение с ним в быту и во время специально организованных занятий.
К речи взрослого предъявляются следующие требования:
Говорить нужно у уха (до 40 см без слухового аппарата) и «в лицо», чтобы ребёнок видел артикуляцию взрослого. Речь должна быть чёткой, в нормальном темпе. Гласные звуки в словах можно немного тянуть, но не утрировать. Слова желательно произносить в одной грамматической форме (например, «ручки», а не «рученьки»).
При занятиях с ребёнком, на начальном этапе, взрослому лучше находиться на одном с ним уровне, чтобы звук (голоса, игрушек) не уходил вверх.
Работа по развитию речи ребёнка осуществляется и на специально организованных занятиях и в быту. Важно поощрять любые попытки ребёнка вокализировать. Когда ребёнок произносит какой-либо звук (звуки), важно ответить: произнести такой же звук, добавить другой, подождать ответа ребёнка, т. е. вступить с ним в диалог. Необходимо также всячески стимулировать смех ребёнка, что способствует развитию голосовых реакций и слуха.
Развитие речи происходит таким образом:
- в быту, когда каждое слово, фраза, обращенные к ребёнку, повторяются слухо-зрительно (с лица) и на ушко. Взрослый говорит и за себя и за ребёнка. Желательно, чтобы одни и те же бытовые моменты сопровождались одинаковой последовательностью слов. Например, в ванной: «Вот вода. Буль - буль. Умоем личико, ручки» и т. п. Так, в первоначальный период работы, ребёнку будет легче ориентироваться в речевом потоке.
- на специальных занятиях, когда ребёнка знакомят с полными, лепетными словами и звукоподражаниями, обозначающими животных, игрушки и побуждают его к произнесению по мере речевых (произносительных) возможностей; ребёнка знакомят со словами, обозначающими близких ему людей (в том числе используют фотографии); словами, обозначающими части тела, продукты, которые кушает ребёнок; словами, обозначающими простые действия: «дай», «на», и т. п.; обучают простой фразе (например, «Дай ав-ав»).
7. Развивать речевое дыхание ребёнка.
8. Работать над произношением.
Произносительными навыками ребёнок с нарушенным слухом, как и слышащий, овладевает по подражанию. Главное, чтобы у ребёнка была потребность в устном общении. Для этого взрослый вначале говорит за ребёнка, предлагая ему повторить, как он может. В работе над произношением используется фонетическая ритмика (произнесение звуков, слогов, слов в сочетании с движениями).
9. Развивать представления ребёнка об окружающем мире.
- Использовать любую жизненную ситуацию для знакомства ребёнка с предметами и явлениями окружающего мира (например, находясь на улице, обратить внимание ребёнка на лай собаки, шум грузовика и т. п.).
- Знакомить ребёнка с игрушками (собачка, кошка, лошадка, куколка, машина и др.). Ребёнку показывают игрушку, называют её полным и лепетным словом (например, собачка - «ав-ав») и показывают действие, закреплённое за игрушкой (собачка пугает, кошку гладим, лошадка скачет и т. д.).
- Развивать элементы сюжетной игры: кормить, поить, укачивать, укладывать спать куклу, мишку и т. п.
- Знакомить ребёнка с частями тела: нос, глазки, уши, ротик и т. д.(показывать на себе, родителях, игрушках, в игре, умываясь.)
- Знакомить ребёнка с понятиями «цвет», «форма», «величина», «количество» (один - много).
- Развивать у ребёнка изобразительную и конструктивную деятельность ( игры со строительным материалом, лепка, рисование, аппликации ).
|
|
|