Занятия с ребёнком раннего возраста с нарушенным слухом.
Основные моменты и примеры игр.
Материал подготовлен и предоставлен Соболевой А.В.
Игры взяты из книги: Н. Шпикова, Т.Шульман: Играй и умней.-С-Пб, 2008г.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт.
Основной целью для родителей, которые занимаются с малышом дома - в игровой деятельности развить речь и слуховое восприятие посредством звукоподражаний, лепетных и целых слов, используя крупную и мелкую моторику, песенки-инсценировки.
Ребенок с нарушенным слухом познает мир путем подражания, но обязательно с помощью взрослого человека.
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится слушать и говорить. Дома всегда должно быть то, что можно услышать (музыкальные инструменты, предметы, издающие звук), и то, что можно исследовать.
Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, обязательна наглядность и при необходимости сопровождение слова элементарными жестами. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть ваше лицо. Родитель должен быть: -доброжелателен, эмоционален, отзывчив.
Начинать работу по развитию речи нужно совместно с развитием мелкой моторики. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. С ребёнком от 8 месяцев можно использовать мячики с колючками и массировать ладошки, ручки, ножки, сопровождая массаж гласными звуками. Ногами можно ходить по различным тактильным поверхностям-коврикам из крупы, поролона, шерсти, звучащим напольным синтезаторам. С детьми от одного года обязательно нужно использовать различные втулки, грибочки, гремящие баночки с прорезями.
Ниже приведены примеры упражнений, которые помогут родителям организовать занятия с неслышащим ребёнком раннего возраста.
Ладушки
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Организация упражнения: взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.
Зеркало
Цель: учить ребёнка внимательно следить за движениями и мимикой взрослого, подражать им.
Организация упражнения: взрослый показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.), изменяет мимику(хмурится, улыбается),произносит звуки (например гласные).Ребёнок повторяет.
Собачка спряталась
Цель: развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы и звуки.
Оборудование: игрушка собака.
Организация упражнения:взрослый показывает ребёнку собаку. «Это собака, ав-ав». Собака убегает и прячется. Находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Взрослый сажает туда игрушку, предлагает ребёнку найти игрушку. Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать собаку. Можно использовать звучащие игрушки и предметы и искать их ориентируясь на звук.
Веселый петрушка
Цель: вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; учить реагировать на звук, узнавать наличие, отсутствие звука.
Оборудование: разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка, дудочка).
Организация упражнения: взрослый обыгрывает приход игрушки. Просит ребёнка слушать, ударяет в бубен петрушка начинает танцевать. Пока музыка(бубен) играет, петрушка танцует. Музыки нет-петрушка спит.
Шагаем и танцуем
Цель: различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.
Оборудование: барабан, гармонь.
Организация упражнения:взрослый объясняет ребёнку, что под барабан надо маршировать, а под гармошку можно танцевать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет гармонь, играет и приплясывает. Затем ребёнок подражает действиям взрослого: шагает под звуки барабана и пляшет под гармонь.
Кто как кричит
Цель: различать звукоподражания животных.
Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух и др. ).
Организация упражнения: взрослый показывает игрушки и произносит звукоподражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,– и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу (для детей 1 года-2 игрушки, для детей 2 лет-4,5 игрушек). После этого предлагает ребёнку внимательно послушать, кто говорит. Он произносит, например, «мяу» и спрашивает, кто это. Ребёнок показывает игрушку, повторяет звукоподражание.
"Вместе с мишкой"
Мишку можно использовать для развития навыков самообслуживания у подрастающего малыша. Дайте ребенку его любимую куклу (мишку) и попросите его найти те или иные части ее тела. Спрашивайте, где у куклы головка, ушки, ножки, животик и т.д. Пусть он проделывает с куклой ряд характерных действий: причесывает; щекочет животик; умывает лицо; чистит зубы. Ваш малыш в процессе этой игры разовьет те практические повседневные навыки, которые вы прививаете ему.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот некоторые упражнения, в которых малыш может тренировать общение, речь и мелкую моторику, помогая родителям.
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться.
6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок
7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
8. Вешать белье, используя прищепки .
9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
10. Закрывать задвижку на двери.
11. Включать и выключать свет.
12. Перелистывать страницы книги.
Используйте в своих занятиях с малышом также всевозможные двигательные игры, песни, такие как серия песенок-инсценировок Е. Железновой, и развивайте речь вашего ребёнка.
Успехов Вам и удачи!
|