ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 
К ОБСЛЕДОВАНИЮ СЛУХА 


           При первом подозрении на снижение слуха у Вашего ребёнка необходимо как можно быстрее выяснить, в какой степени он снижен. 
           
           К исследованию слуха ребёнка необходимо специально подготовить. Прежде всего его нужно научить по сигналу взрослого (взмах рукой, флажком, хлопок в ладоши и др.) выполнять какое-либо действие (катить мяч, паровоз, перешагивать верёвочку, добегать до двери и др.). Сигнал взрослого ребёнок должен виидеть. Желательно, чтобы второй взрослый (или старший ребёнок) помог в организации упражнений. Один взрослый подаёт сигнал в 1-2 метрах от малыша, помощник действует вместе с ребёнком. По взмаху Вашего флажка ребёнок катит Вам паровоз (мяч). Необходимо постепенно добиваться того, чтобы малыш ждал сигнала (т.е. не начинал действовать без него) и самостоятельно без подчсказки катил паровоз (мяч). Это упражнение нужно прроводить интересно для ребёнка, весело. Для этого важно менять деёствия, которые выполняет ребёное по сигналу, например, 2-3 дня он катает мяч, затем - паровоз (машину), потом бежит к Вам или ведёт куклу (мишку) и т.п. Полезно поменяться с малышом ролями: он подаёт сигнал, Вы выполняете действие. Когда ребёнок научится ждать сигнала (т.е. поймёт условия игры), необходимо переходить к выработке реакции на видимый речевой сигнал. 

          Вы садитесь за стол напротив малыша, кладёте его и свои руки на стол, а около них - крупную пуговицу; обращаете внимание ребёнка на свои губы и голосом нормальной разговорной громкости произносите слогосочетание (например, папапа, пипипи или пупупу). В момент Вашего произнесения Вы рукой малыша берёте пуговицу и бросаете в баночку. Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребёнок не начнёт сам (без Вашей подсказки и помощи) выполнять действие в момент произнесения слогов. На это обычно требуется от 5 до 8 занятий. Длительность пауз между произнесением слогов нужно постоянно менять, иначе ребёнок будет реагировать не на звук, а на ритм, в котором Вы подаёте речевой сигнал. Не надо требовать и ждать от малыша повторения слогов: он должен отвечать на сигнал определённым действием (это может быть и надевание колец на стержень пирамидки, и складывание кубиков в кузов машинки, и многое другое). Во время этой работы Вы не должны произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных. 
       
          Когда ребёнок начнёт четко работать, видя Ваши губы, сядьте рядом с ним и голосом разговорной громкости произносите слогосочетания (например, папапа) у самого его уха. При этом малыш ощущает струю выдыхаемого Вами воздуха: есть струя - бросает пуговицу в баночку, нет - ждёт сигнала, т.е. когда Вы начнёте произносить слоги. Если ребёнок не реагирует на сигнал, то нужно повторить слогосочетание и в момент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, 
пока ребёнок не начнёт сам выполнять действие в момент произнесения слогов. На это, как правило уходит 1-2 занятия. 

          И, наконец. Вы приступаете к основной части работы: выясняете, слышит ли ребёнок голос разговорной громкости и на каком расстоянии. Для этого Вы вновь голосом разговорной громкости произносите слоги у самого уха ребёнка, но уже с исполдьзованием экрана, который закрывает струю воздуха. В качестве экрана может выступать не очень плотный лист бумаги, который должен закрывать Ваше дицо до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребёнка, иначе он будет реагировать на вибрацию, а не на звук. Важно, чтобы малыш боковым зрением, или в зеркале, или в другом отражающем предмете не мог увидеть Ваше лицо. В момент звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребёнок бросает пуговицу. Если в этих условиях он не реагирует на звучание слогов (т.е. не выполняет ответного действия), то нужно усилить голос до громкого. После того, как будет выработана чёткая реакция на громкий голос у уха, надо снижать его громкость, пытаясь научить ребёнка реагировать на голос нормальной разговорной громкости. 

          Как только малыш научится реагировать на звучание слогов, произносимых у ушной раковины (с экраном) голосом разговорной громкости, попытайтесь постепенно увеличить расстояние от уха ребёнка на 5-10-20-50 см и т.д. Дети с разной степенью нарушения слуха слышат голос на разном расстоянии (некоторые слышат только громкий голос). Если малыш реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии 1 м и более, нужно проверить, слышит ли он шёпот, сначала у ушной раковины, затем дальше. Работа проводится аналогично тому, как описано выше: сначала слоги произносятся шёпотом так, чтобы ребёнок видел Ваши губы, затем - на ухо без экрана и, наконец, -на ухо с экраном. 

          Подготовка малыша к исследованию слуха проводится ежедневно (желательно 2-3 раза в день); продолжительность занятия - 3-5 минут. При проведении упражнений помните, что нельзя сразу после произнесения слогосочетаний убирать экран, закрывающий лицо и струю воздуха, смотреть на ребёнка. Иначе он будет реагировать на Ваше поведение, а не на звук: убрали экран или посмотрели на него - бросит пуговицу. Для поддержания интереса ребёнка к упражнениям нужно менять материал, с которым он работает: несколько дней - с пуговицами, потом - с кольцами пирамидки, с кубиками и т.п. 


          

          Подготовка к обследованию ( КСВП)