Фонетическую ритмику
определяют как систему двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением того или иного речевого материала (звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз), воспринимаемого детьми слухозрительно (Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Э.И. Леонгард).
Применение фонетической ритмики в работе над произношением позволяет решать следующие задачи:
- развивать речевое дыхание ребёнка и связанную с ним слитность речи;
- формировать умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
- учить ребёнка правильно воспроизводить звуки и их сочетания изолированно, в слогах и слогосочетаниях, в словах и фразах;
- учить воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- учить воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы.
Движения, сопровождающие произнесение различных звуков речи, имеют несколько вариантов. Подробные описания движений содержатся в работах Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской, Э.И. Леонгард, Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт. Важно отметить что, несмотря на наличие вариантов движений, в основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения, т.е. произносительная деятельность – это деятельность всего организма. Также учитывается, что характер движений определяется особенностями артикуляции звуков.
|